Рокабилли

Рокабилли (англ. rockabilly) – музыкальный жанр, один из прародителей современной рок-музыки. Термин «рокабилли» происходит от «рок» (rock) и «хиллбилли» (hillbilly) (одно из названий кантри). Рокабилли имеет общие с рок-н-роллом корни в кантри и блюзе и ориентирован на белую публику. Этот музыкальный жанр зародился в южных штатах Америки в начале 1950-х годов. Центром его развития стала музыкальная студия Sun Records в Мемфисе (Теннесси).

Давно канули в лету те денечки, когда музыкальные автоматы оживали под гремящие звуки душераздирающей энергетики. В них звучали ритмы американской молодежи, решившей бросить свои мелкие делишки и устроить настоящий бунт на площадках танцпола, приводящий в шок циничных родителей. Это были величайшие времена: поцелуи до потери сознания, ночные прогулки на малиновых кадиллаках, стильные вечеринки, и, конечно же, коллекционирование пластинок с неизвестными еще мелодиями. Старшее поколение, привыкшее к обыденным устоям, нервно покусывало ногти, чувствуя, как рушатся созданные ими стереотипы и как их влияние терпит полное фиаско, ведь любимые чада бросили свои игрушки и научились познавать истинные наслаждения. Пожалуй, тинэйджеры того времени, как никто другой, знали, как правильно прожигать свои юные годы. Поэтому не странно, что все их самые безумные идеи воплотились в зажигательном и умопомрачительном музыкальном жанре 50-х – рокабилли. Если ты его слушаешь, значит, в твоих жилах течет горячая кровь, разливая страстные потоки по всем фибрам твоей свободной души. Рокабильный саунд со своим маниакальным, пульсирующим битом способен разбить в пух и прах примитивное восприятие окружающей среды, унести к иным горизонтам, пока устанавливается тонкая нить неисчерпаемой услады между музыкантами и слушателями. Но без исторического экскурса нам не обойтись, так что давайте попробуем пройтись тропами истоков.

В период приблизительно с 1945 по 1954 годы многочисленные и весьма разнообразные музыкальные течения такие как кантри-буги, хиллбилли, ритм-н-блюз и др. постоянно пересекались, порождая еще более причудливые музыкальные явления. Одним из главных "детищ" этой окрыленной эпохи стал рокабилли. Центром развития этого жанра оказалась студия Sun Records в городе Мемфис (Теннесси). Именно в этом святилище зародилось характерное звучание музыки рокабилли: агрессивные электрогитары, жесткий бас, нередко сыгранный в технике слэпа, напористые ударные и вокал с характерным призвуком эха. Праотцами выше упомянутого стиля считают, в первую очередь, The Delmore Brothers – первопроходцев зажигательного кантри с явным влиянием джазовых буги-вуги ритмов. Не менее важным в рокабильной эволюции был хиллбилли Хэнка Уильямса (Hank Williams) – именно его звучание услышали в "хонки-тонк" (бар с музыкальными развлечениями, распространенный в южных и юго-западных американских штатах) будущие легенды самой задорной музыки – Билл Хейли (Bill Haley) и Карл Перкинс (Carl Perkins). Последним основополагающим ингредиентом в рокабильном миксе стал ритм-н-блюз, благодаря американскому продюсеру Сэму Филлипсу (Sam Phillips), который сначала предоставил свою звукозаписывающую студию начинающим блюзменам (именно ему мы обязаны ранними записями таких музыкантов, как Хоулин Вульф (Howlin Wolf), Би Би Кинг (B. B. King) и Айк Тернер (Ike Turner)), а со временем, прославился, как первооткрыватель Элвиса Пресли (Elvis Presley). Интересно, что именно оригинальная запись Перкинса "Blue Suede Shoes" (более известная в исполнении "короля рок-н-ролла") принесла первое международное признание в рокабильном измерении.

Успех новой музыкальной волны привлекал сонмы юных музыкантов. Например, Пол Бурлисон (Paul Burlison) сначала играл в малоинтересных хиллбилли командах пока не стал создавать шальную музыку вместе с братьями Бурнеттс (Burnettes). Именно они в скором времени превратились в The Rock and Roll Trio, и благодаря своим зажигательным композициям сорвали джекпот тройной победы телевизионного шоу талантов Теда Мэка (Ted Mack) в Нью-Йорке. Особое внимание следует уделить The Saturday Night Jamboree – одному из первых шоу на местной сцене Мемфиса, которое каждую субботу на протяжении 1953-54 годов превращалось в храм новых рокабильных муз. Goodwyn Institute Auditorium предоставлял такую возможность первопроходцам нового течения, музыкантам, которые после выступлений превращали свои гримерки в объединенную резиденцию. Там они не скупились делиться новыми идеями друг с другом, которые впоследствии воплощались в прекрасных примерах кантри, госпела, блюза и буги-вуги. В результате, они обретали благодарную публику, и год спустя, отправлялись в студии, перевоплощая опыт интенсивной работы в качественные звукозаписи.

Наконец-то молодежь нашюпала то, что сумело уничтожить разногласия в чувственном мировоззрении, ведь новая музыкальная находка очень отличалась от того, что слышалось в то время из радиоприемников, национальные хит-парады не соответствовали их вкусам. Никакой Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) не мог растопить их сердца, его хиты казались скучными, под мелодии обладателя этого приятного баритона хорошо было засыпать. Крутя ручки приемников, лавируя между слащавыми песенками Розмари Клуни (Rosemary Clooney), Дорис Дей (Doris Day) и им подобными, ребята иногда натыкались на станцию, вещавшую именно то, что они искали. Их ушам открывалась совершенно иная музыка. И пускай мама с папой говорили, что она напичкана ритмами джунглей, молодые люди ночи напролет могли ею наслаждаться. Так продолжалось до тех пор, пока в 1954 году группа Bill Haley & His Comets не выпустила сингл с песней “Rock around the Clock”. Эта вещица перевернула все вокруг и стала в результате одной из наиболее растиражированных записей за всю историю музыки.

Рокабилли в неменьшей степени, чем любое другое направление музыки, не поддается интеллектуальному анализу. Его невозможно описать, и разложить по полочкам, лучше всего просто слушать и чувствовать, и тогда даже не заметишь, как ноги сами отправятся впляс под резкие звуки тенор-саксов и пульсирующие ритмы, отбиваемые на фортепиано. Безусловно, не одна девочка распрощалась со своей невинностью под заводные звуки только что открытого стиля на заднем сиденье папашиного авто. Очень часто молодежь стекалась в разнородные местечки, где можно было услышать рокабилли, чтобы отпраздновать свое единство, почувствовать силу своих рядов и обрести уверенность среди тысяч единомышленников. Школьники и студенты стали перенимать уличный сленг и развязные танцевальные манеры молодых негров. Это была самая настоящая революция для юного сознания со своей униформой, ритуалами, тайнами. И ощутить подобный переворот в самом себе означало стать раскрепощенным и полным уверенности в том, что ты на правильном пути.

Современным исполнителям рокабилли уже не передать того внутреннего стремления к свободе. Им остается только экспериментировать с этим ретро стилем, смешивая его с разнокалиберными современными жанрами. Несмотря на то, что эта музыка продержалась на вершине славы всего лишь два года (в 1956 - 1957 годах), перечислять исполнителей «виновных» в рокабильном взрыве можно до бесконечности. Перемена вкусов меломанов начала интенсивно проявляться к началу 60-х. Как правило, это разъясняют смертью Бади Холли (Buddy Holly) (вместе с уходом в мир иной Ричи Вэленса (Ritchie Valens) и Биг Боперра (Big Boper)), а также призыв Элвиса на военную службу. Как ни странно, в Англии этот стиль прожил дольше, оказав большое влияние на эпоху Британского вторжения, но это уже другая история.

Существует ли аутентичное рокабилли в наше время? Современным исполнителям с западного побережья США иногда действительно удается довольно добротно играть музыку в духе 50-х. На восточном побережье краски возрождения оживают, когда звучат ритмы великих фестивалей Viva Las Vegas, Hootenanny и the Heavy Rebel Weekend. До сих пор встречаются энтузиасты, которые чудом добывают винтажные автомобили и мчатся покорять жгучие горизонты будущего. Спутниковое телевидение и Интернет, позволяющие следить за регулярными трансляциями рокабилли телеканалов и радиостанций способствуют популяризации этого музыкального жанра. Некоммерческий Зал Славы Рокабилли, созданный 21 марта 1997 года, несомненно, помогает не только помнить ранних исполнителей этой сладкозвучной поры, но также и продвигать новые таланты, которые решились пополнить список великих своими именами. В Европе этот искренний жанр остается живой и активной субкультурой, возрождая протест против культуры мэйнстрима вместе с нелепыми звездами стиля современности. В Лондоне есть множество рокабильных заведений – например, Ye Olde Axe, The Lady Luck Club, Ace Café… что говорить о других уголках Европы, где часто можно увидеть представителей этого стиля в обличье уличных музыкантов. Но, несмотря на все это, бесшабашные времена той дивной эпохи давно минули. Конечно и сейчас в провинциальных подвалах можно найти юных музыкантов в футболках с изображением Эдди Кохрана (Eddie Cochran), но вряд ли их звучание способно передать настоящий дух 50-х.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.